Мысли вслух о….
Дети (да и взрослые) не всегда могут корректно выразить свои чувства словами. Особенно тяжело вербально донести до взрослых свои эмоции детям: для многого они еще просто не знают слов. Задумайтесь, вдруг своим поведением ребенок хочет что-то вам объяснить, но не может.
Агрессивен: «Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре».
Апатичен: «Я боюсь ошибиться. Боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и все, что я делаю».
Беспомощен: «Мне очень удобно, когда взрослые делают все за меня. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной».
Бьет родителей: «Я не знаю другого способа выразить злость на родителей. Сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее».
Выдергивает волосы: «Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс».
Говорит очень тихо: «Я боюсь проявлять себя, говорить о своих желаниях и защищать себя. Боюсь, что меня таким не примут».
Плохо говорит: «Мне удобно, когда взрослые говорят и делают за меня что-либо. А еще так я помогаю маме быть всегда нужной и не впадать в депрессию».
Грызет ногти: «Мне страшно, я переживаю и испытываю сильный стресс, часто из-за расставания с мамой».
Говорит плохие слова: «Так я проверяю, что можно, а чего нельзя делать в нашей семье».
Задает много вопросов:
- «Я познаю мир».
- «Мне не хватает вашего внимания».
- «Я нуждаюсь в важной информации о себе и своей семье, которую от меня скрывают».
Заикается:
- «Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался».
- «Я чувствую себя в чем-то виноватым».
- «Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться».
Капризничает:
- 1.«Я не могу заявить о своих желаниях прямо — капризы помогают мне добиться своих целей».
- «Мне удобно, когда за меня все делают другие».
Не хочет идти в детский сад:
- «Я очень боюсь оставлять маму одну. Боюсь, что она не справится одна».
- «Мне страшно оставаться без мамы».
Никого не слушает:
- «Мне не хватает последовательных и четких правил в доме».
- «Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому обратить на себя внимание».
Мало играет: «Я боюсь проявлять свою спонтанность. Стараюсь быть «удобным» ребенком».
Раздражается: «Мне не разрешено злиться, и с помощью раздражения я показываю свою злость другим».
Навязчиво соблюдает порядок: «Если я не буду соблюдать жесткий порядок и соблюдать последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю».
Скрипит зубами во сне: «Я злюсь и не могу выразить злость словами».
Привязан к игрушке: «Я испытываю сильную тревогу. Игрушка заменяет мне маму».
Слишком много фантазирует: «Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами».
С уважением Анна Леонтьевна (По материалам психолога Евгении Забурдаевой )